кухня со встроенной техникой
И по сей день неразгаданной загадкой остается, как сумели люди, которым были известны лишь примитивные орудия труда, возвести такие грандиозные комплексы зданий из столь крупного стройматериала. Хотя некоторые при этом склоняются к справедливости легенды о том, что храмы построены людьми-гигантами, представителями иной человеческой расы. Если верить другой версии, то древними строителями была изобретена особая технология. Первым делом выкапывали яму для фундамента, в которой одна сторона была вертикальной, а противоположная ей покатой. С вертикальной стороны яму укрепляли бревнами. После этого туда с помощью валиков катили большие камни, которые переваливали на наклонную плоскость. А уже затем, используя примитивные рычаги и лебедки, стаскивали их в котлован. После фундамента при помощи лебедок и лесов начиналось строительство надземной части храма. На сегодняшний день на Мальте и Гозо найдены остатки 23 храмов. Строительным материалом для храмов стал местные разновидности известняков: коралловый и глобигериновый. В течение последних столетий крестьяне разбирали древние храмы на строительный материал, поэтому, сегодня большинство построек превратились в груды развалин. Относительно неповрежденными до наших дней дожили лишь четыре храма. Джгантия, Хагар Квим, Мнайдра и Таршин. Джгантия (что в переводе означает «Башня Гиганта»), находится в центре острова Гозо. Храм был возведен около 3600 г. до н.э. Местная легенда гласит, что храм Джгантия построила жившая в то время на острове раса людей-гигантов. У них женщина-гигантесса с младенцем за спиной носила исполинские глыбы, из которых был сооружен храм. При этом, для того, чтобы увеличить свою и без того непомерную силу, женщина питалась волшебными бобами. Самым крупным и хорошо сохранившимся храмовым комплексом Мальты является Хагар Квим. Двор перед входом в святилище огорожен каменной стеной. Он настолько просторен, что на нем могли собираться сотни людей. Ныне полуразрушенные небольшие каменные постройки храмового комплекса, вполне могли являться как жилищами для жрецов, так и хлевами для содержания жертвенных животных. Храмовый комплекс Таршин представляет собой три храма в одном. Таршин на сегодняшний день сохранился гораздо хуже, чем Джгантия и Хагар- Квим, но, несмотря на это, его грандиозные руины все еще впечатляют посетителей. Каждый, кто входит в третий, последний из храмов Таршина, видит перед собой апсиду или выступ, в котором сохранилась нижняя часть гигантской статуи богини. В наше время ее оригинал находится в Национальном музее в столице Мальты Ла-Валлетте, а в храме установили ее копию. Недалеко от этого исполина расположен каменный алтарь, затейливо украшенный спиральными орнаментами. Передняя часть алтаря внизу была снабжена отверстием, плотно забитым камнем. После его расчистки археологи обнаружили там многочисленные кости и рога животных и кремневый нож, предназначенный для жертвоприношений. Эти находки являлись важными элементами в религии строителей храма. О великолепном искусстве этих доисторических каменщиков свидетельствуют и другие. Например, в одной из апсид Таршина до наших дней сохранилась каменная чаша, размером 1м в высоту и 1м в ширину. Чаша была вырезана из монолитного блока камня. Вырезанные в камне изображения животных, остатки жертвенников, многочисленные алтари – все это говорит о том, что у древних мальтийцев был уникальный и сложный комплекс религиозных верований. Храмы Мальты - циклопические постройки, строители не только аккуратно вписывали в окружающий пейзаж, но и «привязывали» их к небесам. Существует предположение, что храм Мнайдра напрямую связан с днями летнего и зимнего солнцестояний, а также летнего и зимнего равноденствий. Было замечено, что лучи солнца в дни солнцестояний падают прямо на главный алтарь святилища. Так же, как и большинство других представителей доисторических культур, древние жители Мальты проводили четкую границу между своими собственными домами и обителями богов - храмами.